Современные педагогические исследования: взгляд в историю

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Современные педагогические исследования: взгляд в историю » Предмет исследования, его развитие и становление » Понятия «саморазвитие» и «самоанализ» в истории педагогики


Понятия «саморазвитие» и «самоанализ» в истории педагогики

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Материалы Халемской Ю.Г. размещены на сайте Форума:
http://aspirantura-olimpiada.narod2.ru/ … alemskaya/
Здесь Вы можете высказать свои соображения по заданной автором проблематике.

0

2

Здравствуйте, уважаемая Юлия Геннадьевна!
С удовольствием ознакомилась с Вашей интереснейшей статьей! Мне данная тема очень близка, ведь я занимаюсь поисками путей концептуализации педагогического опыта. Разрешите уточнить у Вас некоторые моменты:
1. В Вашей статье довольно часто (более 10 раз ) употребляется слово "личность", но нет слова "индивидуальность". Не вносит ли это некий социальный акцент в трактовку Вашего предмета исследования?
2. Можете ли Вы назвать хотя бы один инструмент самоанализа, которым может легко, без специальной подготовки, пользоваться рядовой учитель (как я, например)))?
Спасибо, Громова В.В.

0

3

Уважаемая Виктория! Спасибо за Ваши вопросы.Очень рада им, ибо каждый вопрос - это начало нового размышления.:)
1. В моем исследовании без социального акцента, как Вы выразились, нельзя. Личность и индивидуальность образуют единство, а не тождество, Вы правы. В понятие личности включается индивидуальное начало, раскрывающееся в контекстах социальных отношений. Рассматривать учителя (а мое исследование посвящено проблеме самоанализа профессиональной деятельности учителя) вне социальных отношений мы считаем неверным. Однако это не отменяет (на определенном этапе нашей работы) обращения к индивидуальному опыту и особенностям учителей.
2. Замыслом нашего исследования является типологизация учителей (как вариант, т.к. идет работа над исследованием, проводится экспериментальная работа - по предмету их критического отнощения) и, соответственно, разработка методов работы с различными группами учителей по формированию умений самоанализа профессиональной деятельности. Это будут консультации, тренинги. Я не изобретаю (и не ставлю перед собой такую цель) какой-либо инструмент, позволяющий каждому развить в себе умение анализировать собственную деятельность, критически относиться к собственным действиям, видеть ошибки и пути их решения. Я гипотетически полагаю, что с помощью учета определенных особенностей той или иной группы учителей (в своей работы мы используем и биографический метод, где опираемся уже на индивидуальность, индивидуальный опыт и индивидуальные особенности, в частности в плане тех "инструментов" или ситуаций, которые помогли/помогают учителю анализировать свой опыт, т.к. для каждого они могут быть свои), можно помочь учителю рефлексировать и формировать умение самоанализа.
Надеюсь, я полностью ответила на Ваши вопросы.
С уважением,
Юлия.

+1

4

Добрый день, Юлия!
Спасибо за Ваши ответы!Однако, не могу сказать, что они полностью меня удовлетворили. Не совсем поняла, что Вы имеете в виду, когда говорите, что "личность" и "индивидуальность"  -  это единство?Каким образом?  Позвольте ГЛУБОКО не согласиться, ибо становление личности это - " процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности", а индивидуальность   - " - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)". Мало того, "соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности".
С уважением, Виктория.

Отредактировано Виктория Громова (2011-04-12 08:35:58)

0

5

Уважаемая Виктория!
Написав о том, что "Личность и индивидуальность образуют единство, а не тождество", я нигде не утверждала, что это синонимичные понятия. Равно как и не понимаю Вас, неужели Вы абсолютно противопоставляете их и не считаете, что то, что мы имеем ввиду под "личностью" и "индивидуальностью" - понятия, которые при различном рассмотрении могут существовать бок о бок? Да, Вы процитировали, как я понимаю, В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева (кстати, на взглядах которых, в частности, основывается мое исследование) о том, что "соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности". И я понимаю, о чем Вы говорите, имея ввиду процессы социализации и индивидуализации, о которых писали эти авторы. Однако же любая индивидуальность не может существовать оторванно от социальных взаимоотношений. Говоря, что личность и индивидуальность образуют единство, а не тождество, я имела ввиду лишь это. Б.Г. Ананьев сказал, что «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности». И в своей статье, используя, как Вы верно заметили, не один раз термин "личность", и объяснив, что замыслом моего исследования является типологизация учителей, я понимала термин "личность" так, как его понимают Слободчиков и Исаев, ибо индивидуальность по своему существу в принципе не типологизируема. И лишь на одном из этапов своей работы я обращаюсь к индивидуальности учителей, опираясь на уникальность и самобытность их опыта.
Спасибо большое за вопрос, я приму во внимание тот факт, что, возможно, мне надо более четко определять в своей работе свое понимание терминов "личность" и "индивидуальность" для предотвращения появления двусмыслов.
Еще раз спасибо! )

0


Вы здесь » Современные педагогические исследования: взгляд в историю » Предмет исследования, его развитие и становление » Понятия «саморазвитие» и «самоанализ» в истории педагогики